Как показывает ежедневная практика изучения информации в Сети, наполнение сайта контентом – занятие не из самых простых. Казалось бы, есть текст, не представляет проблемы найти графическое оформление на любую тему. Однако же на практике все оказывается не так просто.
Сложность заключается в самой специфике текста в Интернет. И если художественные произведения, или материалы, которые очень нужны, пользователь прочтет вне зависимости от их оформления (хотя и здесь он вполне может прибегнуть к печатному варианту). То материалы, которые Вы хотели бы ему предложить, может обойти беглым просмотром и не уловить основной разницы, о которой Вы хотите рассказать, как о Вашем преимуществе перед конкурентами. Давайте, поговорим о специфике информации в Интернет и рассмотрим некоторые рекомендации, которые позволят обратить внимание именно на ключевые моменты. В данной статье мы не станем поднимать вопрос аутентичности тех или иных информационных материалов (ни текстовых, ни графических), это не значит, что вопрос плагиата нас не волнует – напротив, волнует и очень остро. Просто, не он – тема нашего сегодняшнего разговора. Отойдя от полемики, мы хотели бы поговорить о чистой механике заполнения сайта.
Основная проблема заключается в том, что информация очень тяжело воспринимается с экрана монитора практически любым пользователем, даже имеющим определенную привычку. Согласно исследованиям, внимание пользователя при чтении с экрана гораздо более рассеяно, чем при чтении с листа. Поэтому рекомендация первая: дайте пользователю возможность альтернативного способа прочтения. Создайте для наиболее крупных Ваших текстов специальные версии для печати.
Версия для печати.
Итак, в Ваших интересах, чтобы пользователь ознакомился с предлагаемой ему информацией с максимумом возможного внимания. В рабочее время любой человек находится в состоянии цейтнота и его способность воспринимать пространную информацию очень сильно ограничена. И не всякий человек способен быстро выделить нужное и принять решение. Дайте ему возможность прочесть текст в спокойной обстановке, когда даже монитор не будет напоминать ему об оперативных задачах. Кроме того, будет тот еще плюс в том, что информация о Вас в виде шапки статьи, адреса сайта и самого характера информации сохранится дольше момента выключения компьютера.
Чем внешний вид страницы для печати должен отличаться от основной версии размещения на сайте? Обычно страница сайта содержит гораздо больше информации, чем какой-то один конкретный материал: это элементы декоративного оформления и фирменного стиля, инструменты навигации, баннеры, ссылки на смежные материалы и пр. И все это очень нужно для расширения предоставляемой пользователю информации, но в версии для печати большей частью придется пожертвовать. Во-первых, верстка страницы, включающая боковое меню, блок новостных анонсов, формы поиска и прочее при печати может не войти в формат A4 или войдя не оставит место самому материалу. Во-вторых, все это мешает читателю сосредоточиться на главном, создавая ненужный фон.
Итак, версия для печати должна содержать: минимальные средства указания на принадлежность материала (логотип, например), контактную информацию, постоянный url-адрес материала, кнопку для активации автоматической печати и собственно сам материал. Поэтому лучше если версия для печати открывается в новом окне. В идеале было бы очень хорошо, если бы любая страница и любой материал Вашего сайта обладал функцией «Версия для печати».
Запоминаемость адреса материала
Еще один вариант дать пользователю возможность прочесть заинтересовавший его материал в более располагающей обстановке – использовать все инструменты для того, чтобы он смог при следующем посещении Вашего сайта найти его как можно скорее. Для этого нужно предусмотреть несколько моментов (желательно, все из перечисленных ниже):
Создать короткий и запоминающийся url-адрес страницы с материалом. Если же Ваш материал относится к динамическому контенту, то есть может изменять со временем свой адрес – создать его копию с постоянным адресом и разместить на странице примечание «Постоянный адрес материала такой-то». Особого внимания требуют системы управления контентом, написанные на специальных языках программирования php, perl и т.д., которые могут быть грешны тем, что в строке браузера показывают ряд переменных и отношения между ними, что конечно не способствует запоминаемости страниц. Кстати, это не очень сложно исправляется и если программисты не знают об этом – им же хуже – предпочтите работу с теми, кто учитывает эти тонкости.
Постарайтесь оформлять заголовок страницы (<title>…</title>), видимый на верхней панели любого браузера исходя из содержания страницы. Именно этот заголовок показывают системы поиска (как на самом сайте, так и поисковые сервера), а так же именно он сохраняется как заголовок ссылки при сохранении в перечне избранных ссылок браузера. Поэтому же, кстати, этот заголовок не должен быть перечислением ключевых слов, но связным предложением.
На инструментальной панели сайта разместите кнопки «Добавить в избранное» и «Сделать страницу стартовой» - гораздо проще бывает сделать это одним нажатием, чем осуществлять ту же процедуру через меню браузера или правую кнопку мыши. Облегчите пользователю и эту процедуру.
Коснувшись внешних моментов, облегчающих восприятие и сохранение информации, рассмотрим, наконец, нескольких принципов оформления самого контента. В чем-то эти принципы схожи с версткой материалов в печатных изданиях, но, конечно же, существует и своя специфика.
Как сделать материал читаемым? Несколько советов.
Совет первый: не пишите много.
Действительно в Сети очень утомительно читать длинные тексты, особенно досадно бывает посреди действительно крайне нужной информации сталкиваться с длинными лирическими отступлениями, которых вполне можно было бы избежать. Иногда перескакиваешь пару абзацев, но обнаруживаешь, что нить повествования порвалась. Возвращаешься, перечитываешь, и чувствуешь досаду на то, что тебя заставили тратить время на ненужную информацию. Гораздо полезнее, чтобы не раздражать пользователя – безжалостно резать отступления и связки еще в момент написания текста.
Совет второй: боритесь с монотонностью - пишите тезисами.
Если какую-то мысль возможно расчленить на несколько частей и составить их последовательный перечень – непременно так и поступите. Во-первых, пользователь, видя перечень, сам способен логически достроить связки между его пунктами. Во-вторых, даже внешний вид различных списков и перечней очень сильно дает отдохнуть напряженному вниманию и уму за счет избавления от монотонности.
Совет третий: разбивайте текст на главы.
Собственно этот совет – аналог предыдущего в плане борьбы с монотонностью, только в более глобальном масштабе. Если уж Вам никак не удается избегнуть большого объема материала, дробите его на параграфы, главы, части и т.д. После окончания очередной главы, подспудно осмыслив ее, читатель, прежде чем приступить к новой, дает себе передышку, что освежит его восприятие нового материала. Вы можете даже разместить части материала на разных страницах, что бывает полезно по нескольким причинам: уменьшает скорость загрузки первой страницы материала, позволяет более дифференцировано работать над оптимизацией сайта для поисковых серверов, но об этом не здесь.
Совет четвертый: пользуйтесь внутренним меню.
В случае, когда Вы уже разбили материал на осмысленные главы, предварите его оглавлением с гиперссылками внутри страницы. Вполне может так случиться, что пользователь желает ознакомиться с информацией не в той последовательности, в которой Вы ее излагаете. А может быть его интересует только какой-то конкретный фрагмент.
Совет пятый: используйте дополнительные материалы.
Если Ваш сайт содержит какие-либо материалы, относящиеся тем или иным образом к содержанию данной страницы – сделайте их доступными именно отсюда, как говорится, дорога ложка к обеду. Осуществить это можно различными способами, самый экономичный из которых – разместить список текстовых ссылок «Рекомендуемые материалы». Постарайтесь давать материалам заголовки максимально емкие и точно отражающие тему. Еще один способ: разместить внутри текста ссылки прямо на знаковых словах, ведущие к материалам, более полно раскрывающим содержащиеся в них понятия. В том случае, если рекомендуемый материал может так же являться и коммерческой информацией, для наибольшей привлекательности и заметности такого материала можно разместить на странице небольшой анимированный баннер.
Используйте так же справочные, статистические материалы или словарные статьи для объяснения специальных терминов. Благодаря последнему Вы поможете пользователю дважды: избавите его от необходимости разыскивать пояснение за пределами Вашего ресурса, а так же установите точное значение, которое Вы вкладываете в каждое понятие, отметя разночтения и многозначности. То есть найдете с пользователем максимум понимания.
Совет шестой: выделяйте выводы и лейтмотивы.
Наилучший способ остановить внимание пользователя на наиболее значимых моментах – выделить их каким-либо образом. Для этого можно воспользоваться величиной и цветом шрифта, либо помимо изложения вывода или лейтмотива в основном тексте, повторить его в качестве специально выделенной (чистым пространством, рамкой и т.д.) выноски.
Совет седьмой: в меру иллюстрируйте материал.
Не все люди способны одинаково хорошо воспринимать текстовую информацию. Довольно значительная часть людей быстро утомляется при чтении, для них порой чертеж, график, таблица, диаграмма могут содержать гораздо больше запоминаемой информации, чем текст. Для людей с визуальным восприятием стоит, особенно при объяснении сложных вещей прибегнуть к наглядной графической информации. Совмещая несколько каналов восприятия, они лучше запомнят доносимую для них информацию.
Этими советами мы очертили основные моменты, на которых стоит концентрировать свое внимание при создании страниц сайта. Конечно, мы исчерпали далеко не все возможности сделать Ваш сайт информационно привлекательным – творчеству нет предела. Но, тем не менее, даже благодаря таким мелочам, казалось бы, при достаточном внимании и желании Вы сможете привлечь и удержать некоторое количество людей, для которых удобство чего-то стоит, и они гораздо охотнее будут приходить к Вам за информацией.